Paulina (poly_sonic) wrote,
Paulina
poly_sonic

Categories:

Про советских домработниц

В моей ленте сегодня сплошное торжество феминизма, а также его кривые зеркала в лице растерявшихся мужчин, которые уже и не знают, что с этими женщинами делать, поздравлять-не поздравлять. В этом контексте мой пост может вписаться в общую канву с некоторыми намеками на, однако же идея была не в этом. Это всего лишь очередной пост про историю. Почему-то про советскую.


Вы помните старый советский фильм "Веселые ребята"? Там героиня Любови Орловой из обычной домработницы становится певицей. В детстве меня очень смущал этот момент, я не понимала, про какой исторический период идет речь, вроде бы советское время, но почему девушка - прислуга? А это, как выяснилось, было нормальным явлением.

Два факта советской действительности, которые меня продолжают меня удивлять, с тех пор как я о них узнала.

Факт 1. Домработницы в 1920-1930-е гг. (и до конца 1960-Х) - это норма городской жизни. ОК. Но как так получилось, что перевернув всю страну с ног на голову, устранив (или хотя бы попытавшись) все старые порядки, проводя идеологию равенства и освобождения простых людей от эксплуатации, власть не только не противостояла институту домработниц, но и в каком-то смысле легализовала его (были профсоюзы, официальный найм на работу и пр.)?

Факт 2. Что случилось затем в 1970-х годах (или раньше? или позже?), что идея домработницы напрочь исчезла из общественного сознания? Мои родители не знали домработниц ("с детьми бабушки обычно сидят"), а у меня, например, это явление ассоциируется с чем-то западным или дореволюционным, в любом случае оно не советское и не коммунистическое. Сейчас становится модным нанимать домработницу - и это мне кажется именно какой-то западной модой. Именно потому, что в моем окружении, начиная с детства, этого не было никогда и никто о таком не вспоминал.

Феминистки любят говорить, что современным мужчинам часто не нравится идея домработницы, мол, хозяйством должна заниматься жена. Я сталкивалась с этим тоже. Откуда же это взялось, если еще в первой половине 20 века это явление было распространено среди городского населения, имеющего какой-нибудь достаток? Вот моя любимая цитата из книги Шейлы Фитцпатрик про повседневный сталинизм (http://krotov.info/libr_min/21_f/iz/patrik_0.htm).

"Но даже те, чьи жилищные условия не соответствовали принятым стандартам, обычно держали домработницу. Как правило, это считалось позволительным, если жена работала. «У нас была домработница — даже две, пока дочка была маленькой, — рассказывал интервьюерам Гарвардского проекта заводской снабженец. — Они обходятся дешево, но заполучить их трудно. Нужно поехать в колхоз, подобрать там девушку — любая мечтает сбежать в город от тяжелой колхозной работы, — а потом договориться с председателем. Он, конечно, терпеть не может терять работников, но, если у вас есть блат, свою домработницу вы получите». В финансовом отношении для снабженца это было чрезвычайно выгодно: его жена (в придачу к его собственному доходу) работала машинисткой и зарабатывала 300 руб. в месяц; при этом они «платили... домработнице 18 рублей в месяц плюс стол и жилье. Она спала на кухне.»"

В статье Алисы Клоц вот здесь http://magazines.russ.ru/nlo/2012/117/k7-pr.html:

"Какое место занимала домашняя работница в социальной структуре ста­линского общества? Само понятие «домашняя работница» было введено в официальный лексикон в годы нэпа в противовес понятию «домашняя прислуга»; так подчеркивалась принадлежность нянек и кухарок к рабочему классу [42]. Однако ряд формальных и неформальных признаков позволяет утверждать, что домработницы все-таки не считались полноценными про­летариями. Например, для них была введена особая форма прописки, кото­рой они, по всей видимости, лишались, если теряли место[43]. И в повседневной речи, и в официальных документах часто употреблялось идеологически устаревшее слово «прислуга». Показательно, что нарком внешней торговли А.И. Микоян в 1939 году на встрече с участниками XVIII съезда партии за­явил, что в советской стране «так выросла зажиточность населения, что нельзя найти людей в достаточном количестве, которые бы согласились быть прислугой»[44]. И факт, упомянутый наркомом, и использованная им лексика свидетельствуют о существенном расслоении сталинского общества."

"Счастливой советской домработнице противопоставлялся образ эксплуа­тируемой прислуги из капиталистических стран: не выдержав «эксплуатации хозяев-сионистов», Люба Вассерман — персонаж очерка в журнале «Работ­ница» — решает уехать из Палестины в Биробиджан[37]. Героиня рассказа, на­печатанного в другом номере этого журнала, американская горничная Мери Смит, приходит к выводу, что «лучше жить на маленькой бедной ферме, чем быть прикованной и униженной, быть рабыней»[38]. Но самым тиражируемым образом несчастной служанки предвоенного десятилетия был, безусловно, образ Анны из фильма М. Ромма: пережив обман и унижения со стороны хо­зяев, потеряв брата-революционера, она пешком уходит из захолустного го­родка на Западной Украине на территорию Советского Союза, устраивается на завод и возвращается на «малую родину» лишь после «воссоединения» в 1939 году украинских земель. Тиражируя подобного рода представления и образы, власть пыталась легитимизировать институт домашней прислуги [39]. [...] В совет­ском обществе укоренялась идея о том, что, становясь домашней работницей, домашняя прислуга перестает быть эксплуатируемой, так как ее труд регу­лируется «справедливым советским законодательством», а сама она активно участвует в строительстве социализма."

Основная мысль статьи, собственно, заключается в том, что для многих деревенских женщин тогда этап домработницы был таким перевалочным пунктом, отправной точкой в карьере простой советской женщины из деревни. Дальше она могла обучиться, пойти на завод и выше, выше по ступеням карьерной лестницы. Многие ли это делали - другой вопрос. Кстати, в статье он рассматривается.

И еще хороший пост по теме: http://ru-history.livejournal.com/1706162.html

Вся эта история вроде не особо удивительна. Но я никак не могу договориться сама с собой. С одной стороны, мне кажется, что домработницы в начале 20 века - это был какой-то естественный процесс урбанизации: если в семье работают и муж, и жена, то за домом может следить кто-то третий. С другой стороны, почему эта лавочка была прикрыта настолько, что мне - современному жителю России - до сих пор кажется нормой ситуация, когда "муж работает, жена работает и по хозяйству", а идея "нанимать домработницу" - свидетельством высокого статуса и очень высокого заработка (иначе это лишняя трата денег)? Когда успел произойти сдвиг - ведь все было совсем-совсем недавно, буквально два поколения назад?
Tags: ajalugu, raamatud
Subscribe

  • Цитата, значит, дня.

    Ха-ха. Читать «Тошноту» сартровскую, оказывается, гораздо интереснее сейчас, чем когда-то там, на третьем курсе перед экзаменом.…

  • "Подстрочник"

    "Вообще мужество физическое - на войне, когда человек пересиливает страх перед пулями, или когда преодолевает боязнь и выходит на улицу, когда там…

  • "Дом с башенкой"

    Прочитала рассказ Фридриха Горенштейна "Дом с башенкой" (1963). Очень крутой. Небольшой, за один присест прочитаете. Это рассказ о мальчике,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Цитата, значит, дня.

    Ха-ха. Читать «Тошноту» сартровскую, оказывается, гораздо интереснее сейчас, чем когда-то там, на третьем курсе перед экзаменом.…

  • "Подстрочник"

    "Вообще мужество физическое - на войне, когда человек пересиливает страх перед пулями, или когда преодолевает боязнь и выходит на улицу, когда там…

  • "Дом с башенкой"

    Прочитала рассказ Фридриха Горенштейна "Дом с башенкой" (1963). Очень крутой. Небольшой, за один присест прочитаете. Это рассказ о мальчике,…