?

Log in

Такое простое

Наверное, это особенность мозга и, в частности, восприятия окружающей действительности, но, кажется, есть две вещи, к которым ты никогда не бываешь готов:

Первое — что люди, с которыми ты общаешься, могут меняться.
Второе — что можешь измениться ты сам.

Вроде как очевидно. Ни себя, ни других нельзя воспринимать как незыблемую данность, но почему-то об этом постоянно забывается. Все время внутри себя опираешься на когда-то созданные представления о человеке (или о себе, ты ж тоже хомо сапиенс). А потом получаешь сюрприз: «Вау! Это он? Не ожидал от него!» Или от себя ждешь какой-нибудь гневной реакции, а оказывается, что давно уже спокойно относишься к тому, что раньше по сердцу било барабаном. Ну что ж. Сюрпризы получать тоже неплохо. Тем более, что они приятные — все-таки люди меняются обычно в какую-то конструктивную сторону (вокруг меня, по крайней мере). И как ни странно, чем дальше, тем более сюрпризы радуют, а не удивляют. А незыблемость, верность себе и прочее, наоборот, огорчают. Впрочем, зачем о грустном с утра...

Всем хорошего дня!
«Новая конституция, в которой были сделаны существенные изменения в подходе к национальному вопросу, была принята 28 июля 1937 г. Рассматривая конституцию 1937 г., надо учитывать те политические изменения, которые происходили в это время в Европе. Свойственные этому периоду тенденции не могли не повлиять на содержание нового основного закона. [...] По сравнению с конституцией 1920 г. текст основного закона в 1937 г. был существенно переработан, но основной принцип — равенство всех национальностей перед законом — сохранился.»

И в то же время: «В #22 новой конституции вопрос о языке обучения в школе разрешался таким образом, что обучение должно вестись на государственном языке. В школах и учебных заведениях для национальных меньшинств обучение ведется на языке этой национальности и на государственном языке на основании и в границах, определенных законом. Представители национальных меньшинств увидели в этом параграфе ограничение своих свобод. Если до тех пор в меньшинственных школах преподавание велось на родном языке, то теперь часть предметов должна была изучаться на эстонском языке.»

Курсив мой, понятное дело. А речь о Конституции Эстонской Республики 1938 года (в отрывке речь идет об одном из чтений). И еще один отрывок.
«Одним из характерных для 1930-х гг. явлений была кампания за эстонизацию имен и фамилий. В Эстонии 79 385 семей переменили фамилии. Среди них были и русские. Известно, по крайней мере, 4 458 случаев эстонизации типично русских фамилий на »-ов«, «-ова», «-ев», «-ева», «-ский». Формально смена фамилий была делом сугубо добровольным, но на практике это было не всегда и не везде так. Руководители русской общины справедливо отмечали, что хотя призывы к эстонизации фамилий и носят характер «пожеланий», однако за ними нередко стоит требование, даже принуждение..."

«Можно привести и немало других фактов, свидетельствующих о развернувшемся в 1930-е гг. процессе „эстонизации“ русских. [...] В 1930-е гг. была завершена полная эстонизация местных русских топонимов. Почти все русские деревни получили эстонские названия, причем русские названия запрещалось употреблять не только в официальных документах, но и на страницах печати: Олешницы превратились в Алайыэ, Князь-село — в Кунингакюла, Печоры — в Петсери, Изборск — в Ирборска и т.д.»

Из книги "Русское национальное меньшинство в Эстонской Республике (1918 — 1940)/ под ред. проф. С.Г. Исакова. Тарту, 2000. С.40-43. Цитирую для себя, чтобы не забыть и прочее. Но если хочется комментариев, то 1) вот так было не всегда, а настало только в 1930-е, до этого всем было примерно пофиг, какой ты национальности, 2) ох, какие похожие погремушки были у тех, кто ворочался за соседней перегородкой.
Вы знаете, а приятно посреди ночи, в разгар явно затянувшейся борьбы с переводом и желанием отвалиться спать, вдруг получить смску из... Магадана. От приятеля, который живет там, на краю земли, в соцсетях не сидит, а по нынешним временам, если человек не заходит вконтакт, то, считай, что и нету человека, поэтому только телефон. В общем, обрадовалась я очень.

И вот пытаюсь я вспомнить, когда же мы с ним общались в последний раз... И вспоминаю!
Два года назад... за три дня до моего самолета в Америку (я уже фактически там, в пути, сижу как на иголках) так же неожиданно приходит от него смска. С пары выхожу. И она приходит.

- Привет! Я тут в Питере буду проездом. Вот в пятницу прилетаю. А потом в Ригу.
Хочу зайти в гости, за курткой. Которую тогда оставил, помнишь?
- Помню.
- Она еще висит?
- Да, висит в прихожей, как миленькая. Куда ж она за два года должна была деться?
- Короче, забежал бы за курткой и пообщался бы.

Действительно, в прошлый раз были жаркие дни, поэтому мой приятель так и уехал - без куртки. Сначала в Москву, потом в Магадан. Только в Магадане обнаружил пропажу. Ничего, в следующий раз заедешь, сказала ему тогда я. Но в этот раз пришлось сказать:

- Черт! А я в пятницу улетаю.
- Куда?
- В США.
- Здорово! Надолго? А то можно и на обратном пути пересечься.
Выяснилось, что на его обратном пути из Риги-СПб-Москва-Магадан, я буду лететь Солт-Лейк-сити-Сан-Франциско-Сеул... В общем, зайти за курткой не получилось. Надо сказать, что Сеул не так уж и далеко от Магадана, можно было бы и в Магадан заскочить, если бы мой друг в это время не колесил по Европе.

Когда я вспоминаю эту историю, я почему-то думаю не о том, что мы так досадно разминулись, а о том, насколько дерзкими мы стали в этом мире, где можно, находясь в Магадане, хотеть "заскочить" за курткой в Петербурге.

А куртка до сих пор висит. ;)

Tags:

Лишь бы не вешалось

Вот часто можно услышать от людей, что, мол, хочется чем-нибудь таким интересным заняться (дайвингом, скрэпбукингом, пэтчворком, капкейкопечением, дауншифтингом (список корявых заимствований может быть продолжен)), давно хочется, но вот компании нет. И вроде бы раньше была компания - так ты кучей всего всякого занимался. А тут компании нет - и как-то не заставить себя. Особенно с путешествиями. Возможно, это следствие созданного образа, но всякие люди повадились мне писать и спрашивать именно это: "А как вот поехать в путешествие?"

Ну как? "Вышел из дома, пришел на вокзал, сел и поехал" (с). Да вообще, что за фигня! - всегда хотелось ответить мне - Конечно же, для любимого занятия компания не нужна! Книжки же все читают не за компанию, почему бы и все остальное не делать? Не гонять на роликах, не бегать кросс, не фотографировать, не ходить в бассейн?

А тут мне задали вопрос в лоб, а что вот конкретно ты, Полина, готова делать в одиночестве и, на самом деле, делала? Книжки все читают, а вот кататься на велике будешь одна? Или в кино?
Я задумалась и поняла, что все же ответ не столь однозначен.

С одной стороны, да. Вряд ли что-то может остановить Полину, если ей вдруг захотелось заняться тем, чем ей нравится заниматься. Ну, ядерная война, может, и остановит. Но отсутствие прямо вот сейчас человека, с которым вместе можно было ыыыыых, конечно, не ядерная война.
Опыт показал, что я могу в одиночку: а) кататься на велике по Эстонии, б) в принципе, кататься в одиночку на велике, в) путешествовать в незнакомые места (не очень люблю так, но могу), г) ходить в кино (в театр, на концерт, на выставку), д) вышивать крестиком, е) ходить на йогу, ж) ходить в зал, з) кататься на лыжах, и) играть и петь под гитару (или на других музыкальных инструментах), в сущности, все вещи, которые меня довольно сильно увлекают, не требуют присутствия каких-то дополнительных людей.

Лирическое отступление 1Collapse )

А с другой стороны, сколько бы я тут ни кричала "Я сама, сама!", я недооцениваю при этом роль мироздания и отдельных его представителей. Насколько несложно делать вещи, которые ты научился и полюбил, настолько же сложно запинать себя начать их делать. И вот тут-то я понимаю, что если бы не некоторые прекрасные, хотя порой и весьма случайные, люди, то фиг бы я делала сейчас то, что я делаю.

Лирическое отступление 2Collapse )

И так много где. На момент 2005 года я слышала про Бегущий город, конечно, но было как-то стремно - ну, самой заявку подавать, и команду собирать, и... В общем, привел меня на Бегущий город мальчик, который меня тогда активно ухаживал. С мальчиком мы давно расстались (кардинально, не общаемся), с Бегущим городом - нет и до сих пор дружим. С легкой руки tar_viniel я подсела в Саранске на вышивание крестиком. Не думала, что это так увлечет, не думаю, что без нее когда-нибудь сподобилась бы. А так да - посещение в дополнение к книжным магазинам лавок для рукоделия во время путешествий надолго запомнится всем моим многострадальным спутникам. Вспоминаю свой первый - и очень безумный - автостоп, который бы не был им, если бы не _ginger_bitch_. Без Жень-Женя я никогда бы не села на велосипед, просто в голову бы такая идея не пришла. :) А тут недавно он признал, что я сделала его по километражу за день. И, конечно, ни в какой Вьетнам бы я не поехала сама. А так - помню как сейчас - палатка на берегу Финского залива возле города Кунда (в Эстонии), и Жень-Жень говорит, мол, тут я видел распродажу, билеты в Ханой по 15 000 руб., может, рванем? И я, подумав минут пять, ну, поехали. Признаться, нам обоим было страшновато, потому что ТАК далеко ни один из нас до этого не летал, но... вместе всегда веселее. Опять же, все знают, чем это закончилось. :)

На самом деле, не факт, что если бы не подобравшаяся вовремя компания, то я бы ничем этим не занималась. Помню, что на олимпиаду по лингвистике пришла сама. По объявлению в школе. Очень было страшно (в 8 классе). В первый раз. Страшно было в первый раз идти волонтерить. Ну, никого не знаешь, куча новых людей, не знаешь, что делать. На ориентирование пришла сама. Захотелось. Тоже было страшно. Все, что никогда ранее не делал, начинать страшно, но потом втягиваешься. А вот недавно мой друг позвал с ним заниматься на пилон. И я тоже вдруг подумала: "А почему нет?" Через какое-то время подумала, что... на самом деле, именно на пилон я давно очень хотела пойти, но сама бы ни за что не пошла. А за компанию - да.

Поэтому есть еще, наверняка, большая куча вещей, которую я хочу попробовать, но... не получается, потому что нет компании. Так что если кто-то здесь вдруг хочет... заняться квиллингом, испечь чизкейк, сходить на рыбалку, выращивать тюльпаны на окошке или еще какую-нибудь хрень, велком, найдите во мне активного соучастника и заговорщика! :)
А чего это я все про себя да про себя... у вас-то как? Что можно делать в одиночку, а что только за компанию?
Тут какое-то время назад по сети ходило, но если кто не видел, оставлю это здесь.

Эстонские рекламные ролики 1980-х годов. Стандартные приемы рекламы, используемые для привлечения внимания советского покупателя советской же продукции, выглядят слегка одиозно. Из самого-самого:

1. «Страшный сон вегетарианца», как пишут в интернетах. Реклама куриного фарша.



2. Красивые эстонские девушки и реклама мороженого, на ночь, так сказать.



3. «Запорожец» — автомобиль для всей семьи.



4. Голые девушки, ароматные цветы: реклама ковров. ;)



Есть еще 50-минутное видео, созданное из роликов Гарри Иджипта (Harry Egipt) 1980-х гг. Там много интересного. Например, мужик, застывший в бетоне, вдруг оживает, после того как ему натирают обувь отличным обувным кремом (реклама обувного крема), девушка, которая добавляет яблоки во все блюда в течение дня, включая жаркое и молочный коктейль (реклама яблок), поросенок, за которым гонится волк, преодолевает все препятствия и оказывается в замке с другими животными (реклама государственного страхования домашних животных), девушки в магазине с бесконечными стойками парфюмерной продукции сидят в тазиках и моются, все такие в пене, под душем (реклама парфюмерного магазина). Также можно рекламировать чеснок и облепиху (если вы не знали). В общем, наслаждайтесь.



5 занимательных фактов, дающих ответ на ваш вопрос: ЭТОВООБЩЕЧТОО? Collapse )
«Мандарины» — новый эстонский фильм, который вышел в прошлом году и был снят совместно с Грузией. Эстонско-грузинское кино, в общем. Даже несмотря на то, что я была в теме, это сочетание все равно продолжает взрывать мне мозг. Но на самом деле, все просто.

mandariinid1

«Эстонские села появились в Абхазии во второй половине XIX века. Начавшаяся в 1992 году грузино-абхазская война перевернула мирную жизнь эстонцев. Большинство из них решило вернуться на историческую родину.» Этими словами картина открывается. И да, это все правда. Про эстонские села на Кавказе, они действительно там есть. Фильм рассказывает об эстонцах и грузинско-абхазской войне.

История разворачивается в опустевшей деревне, где живет два с половиной эстонца. На фоне горных пейзажей Абхазии стоят покосившиеся домики, внутри которых обнаруживаешь уже типично эстонский быт — чистенько, деревянно и с рушничками. В целом вокруг тишина да покой. Но периодически через деревню перебегают то одни, то другие с автоматами. В какой-то момент в доме появляется раненый чеченец, воюющий на стороне абхазов: главный герой, старик-эстонец, спасает его. На роль главного героя режиссер Заза Урушадзе умудрился позвать корифея эстонского кинематографа Лембита Ульфсака, для меня он — как актер вообще и в этом фильме — является собирательным образом типичного эстонца: спокойного, слегка замкнутого и очень трудолюбивого. Третий персонаж из этого треугольника — естественно, грузин. Тоже раненный.



Как в общем несложно догадаться, оставшееся время грузин и чеченец пытаются перенести внешний конфликт внутрь своего временного жилища и друг друга убить, но эстонец, спасший их обоих от смерти, выступает неким буфером, в результате чего изначально враждебные отношения к концу фильма переходят в человечные и почти братские. Война, впрочем, все равно делает все по-своему... и, конечно, не в пользу людей.

Неброский, в общем-то, антивоенный сюжет компенсируется общим чарующим колоритом фильма. Сложно сказать, на каком языке идет фильм. Эстонцы говорят по-эстонски, грузины по-грузински и все говорят по-русски в качестве lingua franca, каждый со своим акцентом. Общий язык приходится искать совместными усилиями, притом где-то на фоне идет война, которая не приносит ничего, кроме сожженых домов, трупов, разрухи, тревоги и страха за свою жизнь. Эта безысходная и пронзительная реальность, созданная человеческими страстями, была бы совсем безнадежной, если бы над ней не возвышались в вечном спокойствии Кавказские горы, у подножия которых раскинулся огромный сад с мандаринами, которые упрямо продолжают расти, ярким оранжевым цветом прорываясь сквозь серость царящего повсюду раздрая и хаоса.
mandariinid

Фильм рекомендую всем, особенно тем, кому нравится фильм «Кукушка». Тем, кто склонен к патриотизму, смотреть осторожно: ни эстонцы, ни грузины не любят показывать русских в своих фильмах хорошо, и этот фильм совсем не исключение.

Ссылка на Кинопоиск: http://www.kinopoisk.ru/film/772017/

Tags:

— Как-то все запуталось...
— Че запуталось? Че запуталось? Перевести бабушку через дорогу — до сих пор хорошо. Вон! Иди, переведи ее через дорогу. Иди, сразу успокоишься.
— Не скажи. Может быть, я ее перевел, а ей не надо было. Или, например, это не та бабка. Плохая. И не надо ее через дорогу переводить.


Задумалась я тут.

Знаете, был такой советский мем — из жизни пионеров — бабушку через дорогу перевести. Помните? Ну, вот что делает образцовый пионер? Носит красный галстук, собирает макулатуру и переводит бабушек через дорогу. И если к первым двум пунктам у меня вопросов нет. Ну, галстук. Ну, красный. С кем не бывает. Макулатура — вторсырье — офигеть полезная штука, СССР развалился, а ее до сих пор собирают (offtop Вы, кстати, знаете, что в Эстонии все гипермаркеты сошли с ума и заменили пластиковые пакеты — бумажными? Ты набираешь гору продуктов, а на выходе дают бумажный пакет с ручками, обещают, что он 14 кг выдерживает. И модно, и экологично, и размахивать им можно от души!).

С бабушками же некоторая загвоздка. Собственно, я не против отношений между пионерами с представителями старшего поколения (помощь, общение и все дела), но в упор не могу понять, зачем... зачем именно в такой форме? Вот я, например, легко представляю ситуацию, где я помогаю дотащить тяжелые сумки по лестнице до квартиры. Или перетаскиваю чемодан по лестнице в метро, ибо пандусы — это какой-то 22-й век и он еще не наступил. Или помогаю забраться в или выйти из автобуса. Все эти ситуации в моей жизни с той или иной частотой встречались. Чего нельзя сказать о... переходе через дорогу. В этом месте современные бабушки, кажется, давно обрели самостоятельность и смелость и ни в чьей помощи не нуждаются.

А вот если серьезно. Почему эта штука стала мемом? Почему пионеры переводили бабушек через дорогу? Раньше (30-40-50 лет назад) было меньше светофоров и больше нерегулируемых переходов? Или когда машины были в новинку, то и бабушки были более пугливые? И в конце концов — когда вы в последний раз переводили бабушек через дорогу? У меня реально складывается ощущение ускользнувшего какого-то момента, который вместе с ушедшим поколением остался в памяти его представителей, а в моей там никогда и не появлялся, ибо... опоздала родиться.

на фоточке под катом кондовый вьетнамский пионер. современный.Collapse )

Leonard Freed, Amantes numa cama, 1971

Офигенно.

Ответ на загадку про африканские бусы, женщину свободных нравов и парижского художника.

Ну, для начала портрет. Даже не портрет — набросок, но очень изящный, в стиле Нади Рушевой, правда?


Из наших в Африку ездил понятно кто. Наверное, про Гумилева с Ахматовой подумали даже те, кто не стал писать ответ. Те, кто написали, тоже няшки, но у нас все строго-строго и поэтому без третьего мужика — не зачет.
Третий герой — итальянский художник парижской школы, любимый мной Амедео Модильяни. Вообще, я сначала думала, что роман Ахматовой и Моди — это common knowledge. Потом подумала, что, пожалуй, я слишком большая фанатка итальянца и... В общем, если вы не знали, то это довольно трогательная история. Она красива не только потому, что Ахматова — это Ахматова, а Моди — это Моди, но еще и потому, что встретились они в ту пору, когда никто — даже они сами — не подозревал, какие они крутые и великие (когда-то будут). 1910 год (или 1911?). У Ахматовой еще даже ни одного сборника стихов не опубликовано. И вообще — ей 20 лет. Вот замуж только вышла. Не удержусь, там в комментах написали «разве она изменяла Гумилеву» — простите, но вот уж кто-то... Да и сам Гумилев. Да и вообще — Серебряный век, Декаданс. Впрочем, любим мы всех их не за это же. А Модильяни шлялся по Парижу непризнанным гением. До самых известных работ в жанре ню — еще лет шесть или семь.

В общем, в Париже Ахматова оказалась как раз по случаю свадебного путешествия. Что там у них было — никто не знает (сама Ахматова утверждала, что между ними не было ничего). Но вот еще один рисунок. Он менее известный, но мне нравится больше. Ахматова пишет, что рисунки он рисовал дома и приносил ей. Она ему не позировала.
Read more...Collapse )

Отношения их были недолгими: несколько встреч, много писем (которых, впрочем, никто не видел, не фантазия ли это?), в 1911 г. Ахматова снова приезжает в Париж. После этого они не виделись. Модильяни умер в 1920 г. от туберкулеза, успев, впрочем, за краткий срок жизни прочно застолбить себе место в пантеоне великих художников XX века. Некоторый субъективный взгляд всю эту историю с поправкой на время, память и богатый внутренний мир поэтессы можно обнаружить в очерке «Амедео Модильяни», который Ахматова написала на склоне жизни в 1964 г. .

Мой любимый отрывок оттуда:
Как-то раз мы, вероятно, плохо сговорились, и я зайдя за Модильяни, не застала его и решила подождать его несколько минут. У меня в руках была охапка красных роз. Окно над запертыми воротами мастерской было открыто. Я, от нечего делать, стала бросать в мастерскую цветы. Не дождавшись Модильяни, я ушла.
Когда мы встретились, он выразил недоумение, как я могла попасть в запертую комнату, когда ключ был у него. Я объяснила, как было дело. «Не может быть, — они так красиво лежали...


Ну, и пара строф вдогонку. Говорят, наброски к «Поэме без героя», которые не вошли в изначальную редакцию.
В синеватом Париж тумане,
И наверно, опять Модильяни
Незаметно бродит за мной.
У него печальное свойство
Даже в сон мой вносить расстройство
И быть многих бедствий виной.
Но он мне — своей Египтянке...
Что играет старик на шарманке?
А под ней весь парижский гул.
Словно гул подземного моря, —
Этот тоже довольно горя
И стыда и лиха хлебнул.


В общем, ответ: Ахматова, Гумилев, Модильяни.
Доска почета: chingachguk, nuevo_camino, scyl_la, autumnchild_, a_agapov, morgensterner, pulssatila.

P.S. Ссылки по теме:
http://www.akhmatova.org/proza/modi.htm — очерк Ахматовой «Амедео Модильяни»
http://www.akhmatova.org/articles/lianda/lianda.htm#20 — статья Натальи Лянды про образ Ахматовой в творчестве Модильяни (странная несколько, но пусть будет)
http://magazines.russ.ru/druzhba/2006/10/ma14-pr.html — статья Аллы Марченко, которая как раз подвергает сомнению все красивые домыслы о романе двух великих людей (нравится мне гораздо больше предыдущей)

Африканская загадка

Загадка на любителя (ну то есть, либо знаете, либо нет), но я не могла сдержаться.

Сегодня наткнулась носом на объявление о выставке. Там был текст, похожий на цитату. Цитата оказалась фейковой, но она мне все равно очень нравится.

Ты приезжаешь из африканской экспедиции и привозишь любимой женщине бусы. Отправляясь в Париж, она надевает их, чтобы понравиться другому мужчине.

Тот восхищается: «Les bijoux doivent être sauvages!» — «Украшения должны быть дикарскими!» Он рисует женщину обнаженной, а позже задумчиво произносит «Путешествия подменяют настоящее действие, создают впечатление чего-то, чего на самом деле нет в жизни».
Женщина возвращается к тебе, а ты вновь уезжаешь в Африку.
«Путешествия подменяют настоящее действие, создают впечатление чего-то, чего на самом деле нет в жизни», — говорит тебе женщина.

Ты опять привозишь ей бусы.


Вопрос: назовите женщину и ее двух мужчин.

Комменты скрыты, гугла нельзя.

Latest Month

May 2016
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com